Приватизация

Закон о приватизации был принят в России еще в 1991 году («О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») и с этого времени активно продолжается приватизация квартир в частную собственность.


На сколько продлили бесплатную приватизацию?



Приватизация квартир, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма - бесплатная передача данных квартир в собственность граждан, что дает возможность свободного распоряжения квартирой в соответствии с действующим законодательством. Граждане, приватизировавшие квартиру, владеют, пользуются и распоряжаются квартирой по своему усмотрению. Данная жилплощадь может быть собственником продана, подарена, отчуждена иным способом, унаследована по закону или по завещанию родственниками и иными лицами.

Законопроект вносит поправки в закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ, которые предусматривают продление срока бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2015 года. В соответствии с законодательством безвозмездно перевести жилье в собственность можно только один раз в жизни. Исключение составляют несовершеннолетние дети, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия (ст. 11 Закона о приватизации).

До 1 марта 2015 года в России должна завершиться бесплатная приватизация жилья. После установленного срока гражданам, не успевшим приватизировать жилплощадь, но желающим иметь ее в собственности, придется оплачивать от 50 до 70% рыночной стоимости жилья. В настоящее время вопрос приватизации квартир стал особенно актуален.

Приватизация квартиры в Москве требует определения Вами формы общей собственности, то есть необходимо получить согласие на осуществление приватизации всех зарегистрированных в квартире лиц. После решения этого вопроса требуется оформить и предоставить документы в органы, осуществляющие передачу квартир в собственность в порядке приватизации. Право собственности подтверждает договор передачи, зарегистрированный в органах юстиции, и свидетельство о государственной регистрации права.

Правом на приватизацию квартиры обладают граждане, которые занимают ее по договору социального найма. Те квартиры, которые предоставлены по договору безвозмездного пользования, приватизировать нельзя. Так же нельзя отказываться от приватизации в пользу кого-то. Отказ должен быть заверен в нотариальной конторе. Участвовать в приватизации повторно могут те лица, права которых при проведении предыдущей сделки были нарушены, и этот факт подтвержден решением суда. Лица, временно отсутствующие, права приватизации не могут быть лишены. Они имеют право забронировать квартиру за собой.

Какое жилье можно приватизировать?

Жилые помещения, которыми пользуются граждане в месте их постоянного проживания. Жилищное законодательство увязывает решение всех вопросов (принятие на учет для улучшения жилищных условий, предоставление жилого помещения по договору социального найма, а также приватизацию жилья) с местом постоянного проживания граждан. Приватизации подлежит жилплощадь государственного и муниципального (включая ведомственный) фонда, в том числе в домах, требующих капитального ремонта, подлежащих реконструкции, модернизации или сносу, в домах-памятниках истории и архитектуры.

Какое жилье нельзя приватизировать?

Начиная с 1 марта 2005 г. данный перечень включает все жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма. То есть право на приватизацию занимаемого жилья сохранено только для граждан, которые на указанную дату уже имели жилые помещения. Для них, в соответствии со ст. 2 Вводного закона, установлен конкретный срок окончания приватизации жилья - I января 2007 г.

Нельзя приватизировать квартиры в общежитиях, в домах, признанными аварийными, в домах закрытых военных городков, жилые помещения частного и общественного жилищных фондов, служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, я находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Этапы приватизации:

  1. Время для сбора документов.
  2. Время на подачу собранных документов в отдел Департамента по жилищному фонду и рассмотрение этого пакета документов.
  3. Оплата пошлин и сборов на государственную приватизацию.
  4. Регистрация прав собственности на квартиру в УФРС (Управлении Федеральной Регистрационной Службы).

Перечень документов для приватизации квартиры:

- подлинники и копии паспортов или свидетельств о рождении всех зарегистрированных в квартире граждан (совершеннолетних или несовершеннолетних). Особые требования: ксерокопия паспорта должна быть сделана на одной стороне листа, сверху – страницы с ФИО, снизу – прописка;

- выданный в БТИ техпаспорт на квартиру (понадобятся подлинник и 2 заверенные ксерокопии). Особые требования: если имела место перепланировка жилых помещений, она должна быть узаконена;

- выписка из распоряжения или ордер на квартиру (понадобятся подлинник и 2 ксерокопии);

- выписка из домовой книги, включающая всех зарегистрированных и снятых с учета жильцов с даты выдачи ордера. Особенность: документ действителен в течение 1 месяца после выдачи.

- договор социального найма (понадобятся подлинник и 2 ксерокопии), для заключения которого нужна справка о состоянии жилищных условий (выдается в бухгалтерии);

- в случае замены паспорта с 1 июля 1991 года – справка с данными предыдущих паспортов;

- если в паспорте указана первая регистрация по данному адресу после 1 июля 1991 года, необходима выписка из домовой книги о месте жительства этого члена семьи до указанной даты;

- выписка из лицевого счета (срок действия – 1 месяц);

- разрешение на приватизацию от органов опеки и попечительства и распоряжение о назначении опекуна (необходимы подлинники и 2 ксерокопии);

- нотариальный отказ лиц, которые не желают участвовать в приватизации;

- нотариально заверенная доверенность – для доверенных лиц (подлинник и заверенная копия);

- доверенность на специалиста, представляющего интересы всех жильцов, участвующих в приватизации;

- документ об уплате государственной пошлины.

Итак, это обязательный перечень документов для приватизации квартиры, требуемый регистрирующими органами. Помимо этого могут потребоваться и иные справки и сведения.

 

Дополнительные документы:

- Копии платежных документов за коммунальные услуги за последние несколько месяцев;

- сведения о смене фамилии заявителя (если таковая имелась);

- справка о выбывших с приватизируемого жилья детях, не достигших 18 лет (впоследствии может потребоваться согласие органа опеки на приватизацию жилья без участия этих детей);

- если кто-либо из проживающих в жилом помещение, не хочет принимать участие в приватизации, то обязательно нужно составить соответствующий отказ. Этот документ оформляется у нотариуса;

- копии документов о смерти граждан, ранее зарегистрированных в приватизируемом жилье;

- справка о неучастии в приватизации в другом регионе. Она необходима в случае, если гражданин прибыл с другой области;

- согласие отдела опеки или опекуна на приватизацию жилья несовершеннолетним или недееспособным гражданином.

 

Важным и необходимым документом является справка о том, что члены семьи еще ни разу не участвовали в процессе приватизации жилья, т.к. участвовать в нем можно только один раз, за исключением несовершеннолетних детей, которым разрешается повторное участие в приватизации по достижении 18 лет (справка об участии кого-либо в оформлении собственности). В результате смены места жительства с 1991г. – выписка из домовой книги о смене места проживания, справки о смене ФИО. Взрослые члены семьи, а также дети в возрасте от 14 лет до 18 лет должны написать заявление на приватизацию квартиры (образец можно скачать на сайте) и подписать его. В случае нежелания участвовать кого-либо в процессе приватизации  - следует подготовить нотариально заверенный отказ, подписанный данным лицом.

Бюро Технической Инвентаризации выдает следующий пакет документов для приватизации квартиры: экспликацию и поэтажный план. В случае перепланировки квартиры понадобится свидетельство о том, что она (перепланировка) оформлена в соответствии с законом РФ. После того, как полный пакет документов будет на руках, его необходимо передать в Департамент Жилищной Политики и Жилого Фонда. После сдачи документов в соответствующие органы членам семьи остается ждать окончательной готовности документов. Договор приватизации квартиры (образец можно скачать на нашем сайте) оформляется в Бюро по приватизации. Договор не следует нотариально заверять. Документ подписывается членами семьи, участвующими в приватизации, и сдается на регистрацию в Федеральную регистрационную службу. После этого на руки каждому члену семьи выдается Свидетельство о приватизации жилья (Свидетельство о государственной регистрации прав), Договор приватизации и заявление на приватизацию. Оформление приватизации квартиры можно считать завершенным.

Сроки приватизации зависят от того, как быстро будут подготовлены все необходимые документы, своевременной подачи их в соответствующие инстанции. Процесс приватизации может занять от 3 недель до нескольких месяцев.

Приватизация служебных квартир

   Приватизировать служебное помещение или коммунальную квартиру можно только в случае изменения формы собственности или ликвидации предприятия и учреждения до вступления в силу ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Это объясняется тем, что законодательство, действующее до этого момента, хоть и регулировало условия и порядок изменения формы собственности муниципальных и государственных предприятий, не решало вопросов приватизации жилищного фонда, который находился в его подчинении.

   Решение о приватизации служебных помещений принимается собственником жилищного фонда или уполномоченным им органом. Кроме этого, решение может приниматься предприятием, за которым закрепляется жилищный фонд на правах полного хозяйственного ведения или учреждением, в управление которого передан жилищный фонд. Предприятия и учреждения, проводящие оперативное управление жилыми домами или их полное хозяйственное ведение вправе разрешить приватизацию служебных помещений и коммунальных квартир.

Как прописаться в приватизированную квартиру?

В паспортный стол в ЖЭУ, ТСЖ или управляющую компанию необходимо подать следующие  документы:

- удостоверяющий личность документ

- заявление о регистрации

- договор о приватизации квартиры

- военный билет

- адресный листок убытия

    Процесс регистрации занимает 3 дня с момента подачи документов. После этого орган регистрационного учета прописывает по месту жительства и делает в паспорте отметку о регистрации. Если при подаче документов, Вы использовали не паспорт, а другой удостоверяющий личность документ, выдается свидетельство о регистрации.

Телефон:
Яндекс.Метрика